Многоканальная бесплатная горячая линия
Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. автомобильным вопросам. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 577-04-32
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-64
Бесплатный звонок по России 8-800-511-20-36

Правила дорожного движения для велосипедистов

clock
Время чтения: 25 минут

С 14 лет, гражданин является полноправным велосипедистом, который может управлять своим транспортным средством наравне с другими участниками дорожного движения.

Руководствоваться следует правилами для автомобилистов, однако в том момент, когда человек, управляющий велосипедом, катит его рядом с собой, начинают действовать правила для пешеходов.

Так же как и водителям авто, управляющему велотранспортом, запрещается садиться за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. И хоть прав за это не лишают, но штраф выписывают в размере 1000 - 1500 рублей.

Бывшие пешеходы, которые сегодня сели на велосипед и выехали на дорогу, не понимают, что стали водителями, и слышать не хотят о правилах дорожного движения. А водители, которые поменяли кресло автомобиля на велоседло, продолжают ездить по правилам для машин. Вот и получается, что бо́льшая часть велосипедистов имеют крайне туманные представления о правилах дорожного движения, тем самым подвергая свою жизнь опасности.

Не выезжайте на велосипеде на дорогу, пока основательно не изучите правила дорожного движения для велосипедистов в 2019 году. Если нет желания читать ПДД полностью, узнать основные правила поведения велосипедиста на дороге поможет эта статья.

Кто такой велосипедист и должен ли он следовать ПДД?

Велосипедисты - это участники дорожного движения. Они обязаны следовать ПДД, точно так же как водители и пешеходы. Однако прежде чем приступать к правилам дорожного движения для велосипедистов, давайте разберемся в терминах "велосипедист" и "велосипед".

С понятием "велосипедист" все просто - это тот, кто управляет велосипедом. Но что такое велосипед? ПДД дает ему следующее определение:

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч. (п. 1.2 (здесь и далее) ПДД)

Итак, велосипед - это транспортное средство. Выделим его отличительные черты:

  • Наличие минимум 2 колес;

  • водитель приводит его в движение, нажимая на педали;

  • велосипед может быть оснащен электродвигателем, который отключается при разгоне до 25 км/ч.

Какие правила дорожного движения применяются к велосипедистам?

При изучении ПДД у водителя велосипеда могут возникнуть трудности, как понять, какие правила относятся именно к велосипедистам. Не обязательно покупать специальную литературу, главное помнить, что когда вы управляете велосипедом - вы водитель, а когда ведете его в руках - пешеход, и следуйте соответствующим правилам.

Общие для всех водителей указания, которые относятся к велосипедистам, в тексте ПДД обычно начинаются так: "Водитель обязан...", "Транспортные средства должны..." и т.д. Если в тексте говорится о механическом ТС - к вам это правило не относится, оно касается только водителей автомобилей.

Когда эксплуатация велосипеда запрещена?

По ПДД вы обязаны перед каждым выездом проверять техническое состояние велосипеда, чтобы убедиться, что у него нет серьезных неполадок. А если какая-то неисправность возникла по ходу движения - исправить ее в пути.

Водитель транспортного средства обязан:
Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

п. 2.3.1

Правила ПДД для велосипедистов на дороге в 2019 году запрещают управлять велосипедом, у которого:

  • Сломан руль, не работает тормоз или звуковой сигнал;

  • спереди нет белого светоотражателя и фонаря (а ночью - фары);

  • сзади нет красного светоотражателя или фонаря;

  • по обоим бокам велосипеда нет красного или оранжевого светоотражателей.

Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади - световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны - световозвращателем оранжевого или красного цвета.

п. 6 "Основные положения по допуску ТС к эксплуатации"

Светоотражатели должны быть расположены так, чтобы их было видно. Помните, чем заметнее вы на дороге, тем меньше риск, что вас собьют.

С какой скоростью можно ездить велосипедисту?

Велосипедисты придерживаются тех же правил скоростного режима, что и водители других ТС. Это означает, что вы должны выбрать такую скорость, которая:

  • Позволит остановиться при возникновении опасности;

  • соответствует дорожным условиям и позволяет безопасно выполнять необходимые маневры;

  • не превышает разрешенную (велосипедисты должны соблюдать скоростной режим и выполнять требования знаков ограничения скорости).

Знаки ограничения максимальной скорости выглядят так:

Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

п. 10.1

А с такой максимальной скоростью можно двигаться на разных участках городских дорог:

Где? Какая максимальная скорость?
Во дворах и жилых зонах 20 км/ч
На всех остальных дорогах города 60 км/ч

За городом транспортным средствам разрешается ездить не быстрее 90 км/ч. Велосипед обычно до таких скоростей не разгоняют, поэтому за городом вы можете двигаться в удобном темпе и не бояться превысить скорость.

Если у велосипеда есть электрический двигатель, он должен автоматически выключаться на отметке 25 км/ч.

Можно ли велосипедисту ездить пьяным?

Велосипедисту, как и любому другому водителю, запрещено ездить пьяным за рулем.

Водителю запрещается:
управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

п. 2.7

Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ

Такой небольшой штраф оправдан тем, что пьяный велосипедист не несет такой опасности для окружающих, как водитель автомобиля. Тем не менее, выезжая выпившим на дорогу, вы подвергаете в первую очередь себя опасности. Помните, человек под воздействием алкоголя теряет способность быстро и адекватно реагировать на дорожные ситуации. Чтобы не попасть под колеса, если выпили - ведите велосипед в руках и держитесь как можно дальше от проезжей части.

Как правильно показать сигнал поворота?

Велосипедисты заблаговременно должны предупредить других водителей о планах повернуть или остановиться. Для этого в ПДД закреплены специальные жесты:

Что показываем? Как показать, если удобно держать руль правой рукой? Как показать, если удобно держать руль левой рукой?
Поворот налево Вытянуть в сторону прямую левую руку Вытянуть в сторону правую руку и согнуть ее в локте под прямым углом (кисть направлена вверх)
Поворот направо Вытянуть в сторону левую руку и согнуть ее в локте под прямым углом (кисть направлена вверх) Вытянуть в сторону прямую правую руку
Остановка Поднять вверх левую руку Поднять вверх правую руку

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Абзац 2 п. 8.1

Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра).

п. 8.2

Может ли велосипед идти на обгон?

Водитель велосипеда может обгонять другие ТС (в том числе и велосипеды), придерживаясь правил раздела 11 ПДД. Все самое важное, что нужно знать про обгон, мы собрали в таблице:

Основные правила обгона: Не обгоняйте ТС, которое: Не обгоняйте в этих местах:
Обгонять можно только с левой стороны;
Перед ТС, которое вы обгоняете, должно быть достаточно свободного места;
Маневр должен быть безопасным и не помешать другим участникам движения.
Начало обгон;
Объезжает препятствие;
Включило левый поворотник.
На пешеходных переходах;
На регулируемых перекрестках;
В местах ограниченной видимости (за подъемами и поворотами);
Ближе 100 м до ж/д переездов;
В тоннелях;
На мостах, эстакадах и под ними.

Велосипедист не должен мешать машинам, которые хотят его обогнать. Если дорога за городом оказалась слишком узкой и не позволяет автомобилям выполнить обгон, вы должны съехать с нее и дать машинам проехать.

В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение... транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

п. 11.6

Где велосипедистам разрешено ездить по ПДД?

Велосипедист выбирает дорогу для езды под свой возраст. Дети до 7 лет должны кататься только в местах, предназначенных для движения пешеходов, дети от 7 до 14 могут пользоваться дорожками как для пешеходов, так и для велосипедистов, и только водителю старше 14 лет можно выезжать на дорогу.

Подробно обо всех разрешенных местах для движения велосипедистов вы узнаете из таблицы, а соответствующие вырезки из ПДД вы найдете прямо под ней.

Возраст Где можно ездить? При каких условиях разрешено?
до 7 лет Тротуар; Пешеходная дорожка; Пешеходная зона; Всегда.
Велопешеходная дорожка. Только по стороне, что предназначена для пешеходов.
от 7 до 14 лет Тротуар; Пешеходная дорожка; Пешеходная зона; Велопешеходная дорожка; Велосипедная дорожка. Всегда.
от 14 лет Полоса для велосипедистов; Велосипедная дорожка; Велопешеходная дорожка; Всегда.
Правый край проезжей части; Нет велосипедной, велопешеходной дорожки или полосы для велосипедов; Вы перевозите груз шире 1 м; Вы движетесь колонной.
Обочина; По краю проезжей части двигаться невозможно + нет велосипедной, велопешеходной дорожки или полосы для велосипедов.
Тротуар и пешеходная дорожка; Нет возможности ехать по обочине или по краю проезжей части + нет велосипедной, велопешеходной дорожки или полосы для велосипедов; Вы сопровождаете велосипедиста до 14 лет; Вы перевозите ребенка до 7 лет. (Если вы мешаете пешеходам, вы должны спешиться и вести велосипед в руках!)
Полоса для маршрутных ТС. Полоса расположена справа дороги + нет велосипедной, велопешеходной дорожки или полосы для велосипедов

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части - в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов

п. 24 ПДД

Велосипедистам разрешается ездить по полосе, предназначенной для маршрутных ТС, если полоса расположена справа. Из этого пункта не ясно, какого возраста должен достичь велосипедист, чтобы двигаться по полосе для маршруток, но здесь, скорее всего, точно так же как и по краю дороги, разрешается ездить только с 14 лет.

На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов - в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.

п. 18.2

Полоса для маршрутных ТС выделяется на дороге такими знаками:

Как выделяются дорожки и полосы для велосипедистов?

Как выделяется полоса для велосипедов?

Полосы для велосипедистов можно узнать по знакам 5.11.2, 5.12.2, 5.13.3 и 5.13.4:

Как выделяется велосипедная дорожка?

Начало и конец велосипедной дорожки выделяются знаками 4.4.1 и 4.4.2 соответственно:

Как выделяется велопешеходная дорожка?

Велопешеходные дорожки отличаются в зависимости от того, по какой стороне должны двигаться пешеходы и велосипедисты. Если это неважно и дорожка общая - она выделяется знаками 4.5.2 и 4.5.3:

Если на велопешеходной дорожке есть отдельные полосы для велосипедистов, вы увидите знак 4.5.4 (велосипеды движутся по левой стороне) или 4.5.5 (велосипеды движутся по правой стороне):

Нужны ли права, чтобы ездить на велосипеде по дороге?

Велосипедисту для езды по дороге не нужно водительское удостоверение - водительских прав с категорией для велосипедистов в России не существует. Чтобы иметь право выехать на дорогу, одновременно должны быть соблюдены 2 условия:

1Вам исполнилось 14 лет.

2Рядом нет велосипедной дорожки или полосы для велосипедов.

Получают ли велосипедисты водительские права за рубежом?

Большинство других стран также придерживаются мнения, что велосипедистам водительское удостоверение ни к чему. Все же в нескольких странах ограничения для велосипедистов есть, однако касаются они исключительно тех, кто катается на велосипедах с электронными двигателями. Например:

  • В Швейцарии, чтобы управлять "быстрым" велосипедом с электронным двигателем, который разгоняется до 45 км/ч, необходимо иметь права категории М (для легких мопедов и велосипедов с двигателями). Те же права придется получить водителю в возрасте 14 -15 лет, чтобы управлять "медленными" велосипедами - такие разгоняются до 25 км/ч;

  • в Израиле любой велосипед с мотором, который разгоняется больше чем на 25 км/ч, приравнивается к мотоциклу. Соответственно, чтобы водить такой велосипед, вам понадобятся права мотоциклиста;

  • в Новой Зеландии запрещено выезжать на дорогу без прав мотоциклиста, если мощность электродвигателя вашего велосипеда превышает 300 Вт;

  • в США права для вождения велосипедов с двигателями нужны в 13 штатах (Мичиган, Аляска, Кентукки, Алабама, Гавайи и др.).

Важно!

Необходимость регистрации, данного вида транспорта возникает в тех странах, где велосипеды набирают всю большую популярность. Несколько велосипедистов, которые не сильно разбираются в правилах дорожного движения, особой опасности не представляют, но если их сотни - дело обстоит совсем иначе.

Должны ли велосипедисты уступать дорогу пешеходам?

Водители любых транспортных средств, в том числе и велосипедисты, обязаны уступать дорогу пешеходам:

1На зебре.

Если пешеход переходит дорогу или хотя бы одной ногой ступил на зебру, вы обязаны снизить скорость и остановиться, чтобы пропустить его (не забудьте при этом показать сигнал остановки).

п. 14.1

"Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода".

2При поворотах.

Поворачивая на перекрестке или съезжая во дворы, велосипедист обязан уступить дорогу пешеходам, которые переходят дорогу у него на пути.

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

п. 13.1

Подробнее об обязанностях водителей пропускать пешеходов читайте в отдельной статье.

Как правильно проезжать перекрестки на велосипеде?

Водитель велосипеда при проезде перекрестков руководствуется теми же правилами, что и водители автомобилей. Правила проезда перекрестков указаны в разделе 13 ПДД, мы же расскажем о самых важных из них.

Чтобы правильно проехать перекресток, необходимо понимать, у кого приоритет в движении. Когда на перекрестке висит светофор или его регулирует инспектор ГИБДД, приоритет определить легко. Ехать в таком случае можно только на разрешающий сигнал светофора или регулировщика.

А как правильно разъехаться на перекрестке, где светофора нет или когда он выключен (мигающий желтый сигнал тоже означает, что светофор выключен)? Порядок проезда зависит от того, равнозначный это перекресток или нет.

Как проезжать равнозначные перекрестки по правилам дорожного движения на велосипеде?

Если перекресток равнозначный (нет знаков "Главная дорога" и "Уступи дорогу"), вы обязаны уступить дорогу ТС, которые находятся справа от вас (п.13.11).

Например, на таком перекрестке при условии, что все ТС движутся прямо, первым поедет серый автомобиль, за ним - синий, а самый последний - красный. А если бы синий ехал не прямо, а поворачивал направо, то ему бы никого пропускать не пришлось, так как помехи справа у него в этом случае нет.

Уступать дорогу трамваю следует всегда - вне зависимости от того, куда он движется.

Как правильно проезжать неравнозначные перекрестки?

На неравнозначных перекрестках приоритет у того, кто находится на главной дороге (п.13.9). Главная дорога выделяется знаком 2.1:

Знак 2.1, который сопровождается такой табличкой, означает, что главная дорога после перекрестка меняет направление. В данном случае она уходит направо:

Если перед перекрестком вы видите знак "Главная дорога" - приоритет у вас, и все автомобили, которые выезжают на перекресток со второстепенных дорог, должны вас пропустить. Вы же должны уступать дорогу тем ТС, которые движутся по главной дороге справа от вас (п. 13.12 и 13.10).

Например, в ситуации на картинке ниже велосипедист пропустит голубой автомобиль и проедет перекресток вторым. Правила помехи справа придерживаются между собой водители, которые находятся на второстепенных дорогах. Так, мотоцикл пропустит желтый автомобиль и проедет перекресток последним.

Некоторые водители не знают ПДД и считают, что велосипедисты не имеют приоритета в движении на главной дороге. Это не так. Велосипед на перекрестках ничем не отличается от автомобиля - правила для них едины.

Разрешено ли велосипедисту на перекрестке поворачивать налево?

Велосипедисту можно повернуть налево, если:

1На дороге нет трамвайных путей.

2На той стороне, по которой вы движетесь, есть только одна полоса. Если их больше - вы можете ехать только прямо или направо.

Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

п. 24.8

Чтобы повернуть налево на многополосной дороге или на той, где есть трамвайные пути, перед перекрестком слезьте с велосипеда, перейдите дорогу на нужную сторону вместе с остальными пешеходами и продолжите движение по правому краю проезжей части.

Вы можете проверить свои знания проезда перекрестков при помощи онлайн-билетов ПДД на нашем сайте.

Когда включать фары?

Как мы уже отмечали выше, согласно п. 6 "Основных положений по допуску ТС к эксплуатации" велосипед обязательно должен быть оборудован:

  • Светоотражателями (белым спереди, красным сзади, оранжевыми или красными по бокам);

  • белым фонарем или фарой спереди.

Когда нужно включать фонарь на велосипеде?

Пункт 19.1 ПДД требует от водителей велосипедов включать фонарь ночью или при плохой видимости (в туман, дождь, снег), а также при движении по тоннелю вне зависимости от того, насколько хорошо освещена дорога.

В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
...на велосипедах - фары или фонари.

п. 19.1

В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

п. 19.5

Важно!

Таким образом, на велосипедах, как и на автомобилях, передние фары должны гореть в любое время суток. Не пренебрегайте этим правилом, купите себе динамо-фонарик и установите его на велосипед - такой простой поступок сделает вас более заметным на дороге, а значит, снизит риск попасть в ДТП.

Как правильно ездить группами?

Группы велосипедистов могут ездить по крайней правой полосе дороги. При этом следует придерживаться нескольких правил:

1Двигайтесь друг за другом и держитесь правой стороны проезжей части.

2Если в вашей колонне более 10 велосипедистов, разбейте ее на несколько групп. В каждой группе при движении в один ряд должно быть не более 10 человек.

3Велосипедистам также разрешается ехать колонной по 2 человека в ряду, если ширина двух велосипедов не превышает 75 см. При движении парами в группе может быть до 20 человек.

4Держите дистанцию между группами в 100 м, чтобы другие ТС могли вас обгонять.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.
Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.

п. 24.2

Чтобы обеспечить свою безопасность и безопасность ваших товарищей, не забывайте и о других правилах дорожного движения:

  • Заблаговременно подавайте сигналы поворота, пропускайте пешеходов, правильно проезжайте перекрестки;

  • примите меры, чтобы вас было видно на дороге. Установите на велосипед необходимые светоотражающие устройства, и обязательно включайте фонари хотя бы в темное время суток, в туман или дождь;

  • соблюдайте безопасную дистанцию, не допускайте резкого торможения или других неожиданных маневров, чтобы избежать столкновения со своими товарищами;

  • предупреждайте других участников группы о ямах и о других препятствиях.

Как получить +100 к безопасности за счет правильной одежды?

Правила дорожного движения никак не ограничивают выбор одежды велосипедиста, а только советуют в сумерки иметь при себе светоотражающие элементы:

При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

п. 24.10

Тем не менее безопасность на дороге обеспечивают не только ПДД, но и здравый смысл, и в этом вопросе мы обратимся к нему. Самое важное правило в выборе одежды - вас должно быть видно. Как этого добиться:

1Выбирайте одежду со светоотражающими вставками.

Светоотражатели в сумерках намного лучше заметны, чем даже самая яркая флуоресцентная одежда. Чтобы сэкономить на покупке специальной одежды, вы можете приобрести светоотражающую ленту и нашить ее самостоятельно. Или же просто купите светоотражающий жилет (он стоит около 200 руб.) и носите его поверх любой одежды, когда катаетесь.

2Оборудуйте шлем светоотражающими наклейками или фонариком.

По ПДД велосипедисту необязательно носить шлем, но по соображениям безопасности без шлема садиться не велосипед не стоит ни в коем случае. С качеством наших дорог и количеством на ней дураков ездить без шлема - самоубийство. Шлем не только защитит вашу голову - если вы прикрепите к нему фонарик или пару светоотражающих наклеек, в темноте вас будет видно с любой стороны.

3Используйте рюкзаки из светоотражающего материала.

Если вы ездите в светоотражающем жилете, но с рюкзаком - со спины вас машины видеть не будут. Обязательно нашейте на рюкзак светоотражатели, если он ими не оборудован.

Не забывайте также о видимости велосипеда. Не ограничивайтесь стандартным набором светоотражателей, которые нужны по ПДД. Наклейте на раму и спицы специальные наклейки - очень важно, чтобы вас было видно не только сзади и спереди, но и сбоку. Помните, что в темноте для автомобилей велосипедист превращается в тень - точно так же как и пешеход. И точно так же как и пешехода, при столкновении с машиной, велосипедиста не защитят подушки и ремни безопасности. Поэтому выделить себя как можно ярче - ваша главная задача.

Как перевозить на велосипеде ребенка?

Правила дорожного движения запрещают перевозить пассажиров на велосипеде, если он не оборудован дополнительными местами для сидения. А детей младше 7 лет возить можно только в специальных велосипедных креслах.

Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
...перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест.

п. 24.8

Детское велокресло очень похоже на автомобильное кресло для детей. Оно крепится к раме или к багажнику и оборудовано ремнями безопасности, а также ручкой, за которую ребенок может держаться.

Важно!

Обязательно надевайте шлем сами и следите, чтобы ребенок тоже был в шлеме. Не позволяйте ребенку играть в застегнутом шлеме, если он застрянет и повиснет на нем, застежка может его удушить. Лучше всего покупать шлемы, на которые нанесена маркировка "СЄ", - они соответствуют европейским стандартам безопасности.

Что велосипедистам по ПДД нельзя?

В правилах дорожного движения существует ряд запретов, которые касаются исключительно водителей велосипедов. Итак, велосипедистам нельзя:

  • Поворачивать налево или разворачиваться на многополосных дорогах и на дорогах с трамвайными путями;

  • ездить по зебре (переходить дорогу велосипедисту можно только пешком);

  • ездить "без рук" (руль нужно придерживать хотя бы одной рукой);

  • возить пассажиров, если конструкция велосипеда этого не позволяет;

  • возить детей до 7 лет без велокресел;

  • перевозить громоздкие предметы, которые выступают более чем на полметра по бокам или сзади;

  • переводить вещи, если это мешает вам управлять велосипедом;

  • буксировать другое ТС, а также чтобы другое ТС буксировало вас.

Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
пересекать дорогу по пешеходным переходам.

п. 24.8

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

п. 24.9

Кроме того, есть ряд знаков, под которые велосипедисту ехать нельзя. Вот они:

Знаки 5.33 и 4.5 не запрещают кататься на велосипедах детям младше 14 лет.

На велосипедистов распространяются также все запреты, которые касаются всех водителей. Например, нельзя управлять велосипедом пьяным или давать его покататься выпившему другу (п. 2.7), разговаривать за рулем по телефону без гарнитуры (п. 2.7), ездить с выключенной передней фарой (п. 19.5), обгонять на зебре (п. 11.4) и т.д.

5 частых ошибок велосипедистов

Какие самые частые ошибки может допустить водитель велосипеда, который не знает ПДД:

1Не спустился на зебре.

Чтобы перейти дорогу по пешеходному переходу необходимо слезть с велосипеда и пройти его пешком, как пешеход. Ездить по пешеходному переходу очень опасно. Водитель может не успеть вас вовремя заметить и затормозить.

2Едет "против шерсти".

Некоторые велосипедисты считают себя пешеходами и ездят по левой стороне дороги - навстречу движению. По ПДД велосипедист должен двигаться по правой стороне всегда, даже когда он ведет велосипед в руках. Ездить против движения - крайне опасно. Вам будет непросто разминуться, если навстречу выедет велосипед или какая-то машина начнет выезжать со дворов.

3Не показывает сигналы поворота и остановки.

Не ленитесь и предупреждайте водителей, если вы планируете повернуть или остановиться. Увидев перед собой на пешеходном переходе человека, поднимите вверх руку. Если вы не покажите водителям сзади, что собираетесь затормозить, на вас могут наехать.

4Едет по второй полосе.

Велосипедист может двигаться только по первой (крайней правой) полосе. Выезжать на другие полосы - запрещено.

5Налево или разворачивается.

Важно!

Поворачивать налево можно только с крайней левой полосы. Так как велосипедист не может двигаться ни по какой другой полосе, кроме крайней правой, то на многополосных дорогах поворачивать налево ему также нельзя. Спуститесь, перейдите на нужную сторону дороги по зебре и продолжайте движение.

Какой штраф за нарушение ПДД велосипедистом?

В то время как Правила дорожного движения считают велосипедистов полноценными водителями, Кодекс об административных правонарушениях относится к велосипедистам исключительно как к "иным участникам дорожного движения". И штрафы ГИБДД, прописанные в главе 12 КоАП РФ, распространяются только на те транспортные средства, для законного управления которыми нужно водительское удостоверение.

Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Примечание ст. 12.1 КоАП РФ

У велосипедиста водительских прав на управление велосипедом нет, а значит, и штрафовать их как водителей автомобилей нельзя. Наказания велосипедистам устанавливают две статьи КоАП РФ, посвященные иным участникам дорожного движения, - 12.29 и 12.30.

Все штрафы, которые может получить велосипедист, вы найдете в таблице:

Что нарушил? Какой штраф? По какой статье КоАП РФ?
Любое правило дорожного движения (ехал на красный свет, не пропустил пешехода, не включил фару и пр.) 800 руб. "Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом... - влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей". (ч. 2 ст. 12.29)
Нарушил ПДД в состоянии опьянения от 1000 до 1500 руб. "Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей". (ч. 3 ст. 12.29)
Помешал движению других водителей или пешеходов 1000 руб. "Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей". (ч. 1 ст. 12.30)
По неосторожности причинил вред здоровью человека от 1000 до 1500 руб. "Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей". (ч. 2 ст. 12.30)
Важно!

При этом не только водители автомобилей имеют право на скидку в 50% при оплате штрафа. Об этой скидке читайте в этой статье. Согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ велосипедист также может оплатить штраф в полцены, если сделает это в течение 20 дней с вынесения постановления о нарушении. Оплатить штраф онлайн по номеру постановления можно на нашем сайте.

Как вести себя при ДТП?

Подробное руководство к действиям при аварии описано в п. 2.5 - 2.6 ПДД. Чтобы вы не запутались в сложных формулировках Правил, для вас мы собрали алгоритм действий при ДТП:

1Убедитесь, что вы в порядке, и при необходимости вызовите скорую (номер 103 или 112).

Даже если вы не чувствуете боли, внимательно осмотрите себя, а лучше попросите, чтобы вас осмотрел кто-то другой. В стрессовой ситуации человек не всегда способен оценить, насколько серьезны его травмы. Если вам нужна помощь врача, а также если вы планируете взыскать с водителя компенсацию на лечение, вызывайте скорую.

2Не передвигайте велосипед и обозначьте место аварии.

Велосипедист вряд ли возит с собой знак аварийной остановки, но у водителя автомобиля он должен быть. Не двигайте велосипед с места аварии, даже чтобы оценить его повреждения.

3Вызовите на место аварии сотрудников ГИБДД (номер 102).

Если вы хотите получить компенсацию на ремонт велосипеда или на лечение, вам понадобится протокол, а значит, без сотрудников ГИБДД не обойтись. Не слушайте водителя, который говорит, что вы сможете получить страховую выплату по европротоколу. Европротокол разрешено составлять без сотрудников ГИБДД, если у обоих участников ДТП есть страховка ОСАГО. Так как у велосипедистов ее нет, европротокол составить не выйдет.

4Снимите место ДТП на телефон.

Пока ожидаете службу ГИБДД, сфотографируйте расположение велосипеда, машины и всего остального, что поможет инспектору правильно восстановить картину событий. Если вы мешаете проезду других ТС, после съемки уберите велосипед с дороги.

5Найдите свидетелей.

Запишите имена, фамилии, номера телефонов и адреса свидетелей аварии. Свидетелем может быть ваш родственник или друг, если он был рядом.

6Дождитесь полицию и примите участие в составлении протокола.

Пока ждете, восстановите в памяти, как произошла авария, чтобы суметь ее четко изложить сотрудникам полиции. Рассказывайте только факты и не поддавайтесь эмоциям. Инспектор ГИБДД, изучив объяснения водителей и фотографии места ДТП, должен оформить протокол. Убедитесь, что он заполнен верно (внимательно проверьте, верно ли написаны имена, корректно ли указаны обстоятельства аварии и пр.).

Вам должны выдать копию протокола об административном нарушении и справку о ДТП. Сохраните эти документы - они вам понадобятся для получения компенсации в страховой компании или через суд (если у водителя нет страховки и он откажется возместить ущерб добровольно).

Конечно, этот алгоритм сработает, только если виновный водитель не покинет место аварии. Если водитель уехал и вам не удалось запомнить его номера - найти его вам не удастся.

Возместят ли велосипедисту ущерб, если в ДТП виноват он сам?

Вне зависимости от того, кто нарушил ПДД, в авариях с участием велосипедиста и автомобиля компенсацию, как правило, всегда выплачивает автомобилист.

Автомобиль для велосипедиста - источник повышенной опасности. А по ч. 1 ст. 1079 ГК РФ владелец источника повышенной опасности (т.е. водитель автомобиля) обязан возместить ущерб пострадавшему, если не докажет, что тот врезался в него намеренно или ДТП случилось вне зависящих от него обстоятельств.

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств...), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

ч. 1 ст. 1079 ГК РФ

Если будет доказано, что авария произошла из-за грубого нарушения ПДД велосипедистом, суд может освободить водителя автомобиля от выплат по ущербу имуществу. Но если в аварии велосипедисту был нанесен вред здоровью, освободить водителя автомобиля от выплаты компенсации на лечение не могут ни при каких обстоятельствах.

Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

ч. 2 ст. 1083 ГК РФ

Итак, если водитель автомобиля докажет в суде, что велосипедист упал ему под колеса намеренно либо ДТП произошло в результате обстоятельств, которые он не мог контролировать, суд может:

  • По ущербу имуществу - полностью освободить или снизить размер выплаты;

  • по ущербу здоровью - только снизить размер выплаты.

Как перевозить велосипед в электричке?

Перевозить велосипед в электричках можно в тамбуре или в салоне - как в собранном, так и в разобранном состоянии. Главное, чтобы он не мешал другим пассажирам.

Если вы перевозите велосипед в собранном состоянии, придерживайтесь нескольких советов:

  • Купите билет для велосипеда, если он не подходит по габаритам под ручную кладь;

  • избегайте поездок в час пик (до 11 утра и после 4 вечера);

  • садитесь в первый или последний вагон (там больше свободного места);

  • если колеса велосипеда в грязи, наденьте на них пакеты;

  • в тамбуре - ставьте велосипед возле двери, которая не открывается, и не загораживайте проход между вагонами;

  • в салоне - ставьте у свободной от сидений стены или закрепите на полке для багажа. Седло в этом случае цепляется за полку, а руль упирается в стену или окно. Проводники обычно не против такого крепления, а вот пассажиры могут немного поворчать.

Важно!

Если вы часто перевозите велосипед в электричке, имеет смысл купить или сшить чехол и возить его разобранным как ручную кладь. Для этого требуется снять переднее колесо и педали. В электричках разрешается бесплатно провозить багаж весом не более 36 кг и размером не более 180 см - велосипед подпадает под категорию бесплатного багажа, и покупать для него билет в этом случае не нужно.

Можно ли перевозить велосипед в метро?

Перевозить велосипеды в метро можно, но только в разобранном состоянии (детские велосипеды разрешается не разбирать). Перед тем как спуститься в метро:

1Снимите переднее колесо и педали.

2Поверните вбок руль.

3Засуньте раму и запчасти в сумку или специальный чехол.

Нужно ли платить за провоз велосипеда ручной кладью, зависит от правил метрополитена. Например, в Московском метро, если ширина, длина и высота разобранного велосипеда в сумме не превышает 1,5 м, то за него платить не нужно.

Чтобы научиться правильно ездить, велосипедисту необходимо принять тот факт, что велосипед - это транспортное средство, и каждый раз выезжая на нем на дорогу, он становится водителем, а значит, должен подчиняться тем же правилам, что и водители автомобилей. Чем лучше вы будете знать правила, тем легче вам будет принимать решения на дороге и тем безопасней будут ваши поездки.

Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!


Дата обновления: 6 июня 2019 г.
0 из 10
Проголосовало 0
author

Получила образование в Московском государственном университете. Прошла курс повышения квалификации при МГУ. Часто приглашается в качестве независимого эксперта при рассмотрении споров между двумя участниками дорожно-транспортных происшествий. Большой опыт в решении споров в сфере дорожного движения.