Многоканальная бесплатная горячая линия
Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. автомобильным вопросам. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (495) 109-30-64
С-Петербург и ЛО +7 (812) 309-94-01
Бесплатный звонок по России 8-800 555-47-86

Измерение уровня шума автомобиля

clock
Время чтения: 10 минут

Дата обновления: 18 октября 2020 г.

В данной статье мы поговорим о порядке и приборах измерения уровня шума автомобиля. В данном вопросе нам поможет разобраться ГОСТ 33997-2016. Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки.

2.7 внешний шум КТС: Совокупность звуков, производимых механизмами, системами и узлами КТС при их функционировании и представляющих собой волновое механическое движение частиц (акустические колебания) воздушной среды с большим числом частот различных амплитуд.

ГОСТ 33997-2016

Контрольное значение шума (дБА) – наибольшее значение шума выпускной системы двигателя, измеренное при сертифицированных испытаниях на неподвижном автомобиле. Контрольное значение шума указывают в сертификате соответствия а также в эксплуатационной документации на Ваш автомобиль.

Допустимые уровни шума выпускной системы Вашего автомобиля

Категория транспортного средства Уровень шума, дБА
M1, N1, L 96
M2, N2 98
M3, N3 100

В соответствии с 4.9.9 ГОСТ Уровень шума выпуска отработавших газов неподвижного КТС, измеренный на расстоянии (0,5 +/- 0,05) м от среза выпускной трубы под углом 45° +/- 15° к оси потока газа при работе двигателя на холостом ходу в режимах целевой частоты вращения коленчатого вала и в режиме замедления его вращения от целевой частоты до минимальной частоты холостого хода, не должен превышать более чем на 5 дБА значений, установленных изготовителем КТС, а при отсутствии этих данных - значений, указанных в таблице.

В случае, если контрольное значение уровня шума Вашего автомобиля не представляется возможным измерить, в таком случае допустимый уровень шума также не должен превышать значений, приведенных в таблице.

Приборы, используемые для измерения уровня шума

  • шумомер интегрирующий усредняющий первого (второго) класса по [9], обеспечивающий измерение среднего по времени корректированного по А уровня звука. Обслуживание и подготовку к работе шумомера проводят в соответствии с инструкцией по его эксплуатации, а измерения внешнего шума КТС выполняют при включенной частотной коррекции А и включении постоянной времени усреднения "F" (LAF), а при измерении фона шумовых помех включают "LAT" (Эквивалентный уровень);

  • тахометр для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя в диапазоне от 0 до 6000 мин-1 с приведенной погрешностью измерений не более +/- 2,5% от наибольшего значения. Допускается использование штатного прибора КТС, измеряющего частоту вращения коленчатого вала двигателя;

  • рулетка для измерения линейных размеров в диапазоне 1 ... 1000 мм с абсолютной погрешностью +/- 1 мм;

  • секундомер с отсчетом 1 ... 60 с абсолютной погрешностью измерения +/- 0,1 с;

  • угломер с абсолютной погрешностью измерения +/- 2°.

Требования к процедуре измерения уровня шума

1Измерение уровня шума необходимо проводить на неподвижном автомобиле.

2Перед измерением уровня шума автомобиль должен быть прогрет до рабочей температуры, рекомендованной изготовителем. В случае отсутствия данных рекомендаций, температура охлаждающей жидкости (моторного масла) двигателя должна быть не менее 60 градусов.

3Проверку в обязательном порядке проводят при погодных условиях, соответствующих техническим характеристикам шумомера. Перед тем, как произвести замер уровня шума, рекомендуем Вам ознакомиться с данными характеристиками и убедиться в том, что заявленные требования соответствуют фактическим условиям на площадке для испытаний.

4Согласно ГОСТу, отдельные требования установлены для открытой испытательной площадки, так в соответствии с пунктом 5.2.4. ГОСТа она должна иметь твердое покрытие, при этом наличие снежного покрова на ней запрещено.

5Микрофон устанавливается над поверхностью площадки на высоте расположения выпускной трубы глушителя, но не ниже 0,2 м и на расстоянии (0,5 +/- 0,05) м от среза выпускной трубы.

Также пунктом 5.2.4. ГОСТа допускается проведение предварительных измерений в закрытом помещении, в данном случае микрофон устанавливается на расстоянии не менее 1,5 метров до шумоотражающих объектов. Если при измерении шума в закрытом помещении, полученные значения превысили допустимый уровень шума, испытания в обязательном порядке проводят на открытой площадке.

6Шум ветра и иной другой окружающий шум должен быть не менее чем на 10 дБА ниже уровня измеряемого шума.

Процедура измерения уровня шума


  • Перед началом измерения проводится визуальный осмотр Вашего автомобиля.

  • Размещают автомобиль на испытательной площадке.

  • Глушат двигатель.

  • Устанавливают автомобиль на ручной тормоз, устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов.

  • Устанавливают тахометр, шумомер и микрофон в соответствии с инструкцией.

  • Рычаг КПП приводят в нейтральное положение (для автомобилей с АКПП – в положение избирания передач).

  • Запускают двигатель и производят замер.

Согласно пунктам 5.10.8.6. ГОСТа, для КТС с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми не более 0,3 м, микрофон устанавливают у выпускной трубы, расположенной ближе к боковой стороне КТС или в более высокой точке над поверхностью площадки.

5.10.9 Результатом измерения считают максимальное показание шумомера, зафиксированное в период выдержки целевой частоты вращения и ее сброса до установления минимальной частоты вращения. Результат измерения признают, если он превышает фон шумовых помех не менее чем на 10 дБА. Дробные показания округляют до ближайшего целого числа: если цифра после запятой от 0 до 4, то округляют в сторону уменьшения, а если от 5 до 9 - в сторону увеличения. Результат сравнивают с установленным изготовителем в эксплуатационной документации, а при его отсутствии - с предельно допустимым значением

Пункт 5.10.9. ГОСТа

Дополнительно хочется сказать о том, что существует перечень неисправностей автомобиля, вызывающих повышенный шум и в соответствии с которым измерения не проводят. К таким неисправностям относятся:

1Неполная комплектация, повреждение или дефект монтажа систем впуска и (или) выпуска, вызывающая подсос воздуха и (или) утечку отработавших газов.

2Отсутствие или неполная комплектация дополнительных устройств.

Подводя итог, хочется отметить то, что процедура замера шума Вашего автомобиля более чем конкретизирована законодателем. ГОСТ 33997-2016 максимально рассказывает о требованиях, порядке и ходе процедуры замера шума автомобиля. Отдельно хочется отметить тот факт, что результаты измерения шума Вашего автомобиля считаются действительными только в случае соблюдения всех требований, указанных в данном ГОСТе.

Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

zakon-auto.ru
Вам понравилась статья?

Дата обновления: 18 октября 2020 г.

8.8 из 10
Проголосовало 4
author

Практикующий юрист, является сотрудником юридической службы Вооруженных сил РФ, автор учебного пособия по военному праву, имеет 16-ти летний стаж работы. Большой опыт в автостраховании. В данное время - специалист по гражданским делам в области автомобильного права

Читайте также:
Бесплатный звонок по России +7 800 101-42-73