Многоканальная бесплатная горячая линия
Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. автомобильным вопросам. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 113-63-24
С-Петербург и ЛО +7 (812) 509-28-32
Бесплатный звонок по России 8-800 302-57-61

Правила использования и эксплуатации тахографа в России в 2021 году

clock
Время чтения: 7 минут

Дата обновления: 31 августа 2020 г.

Тахограф – сложное устройство, которое требует строгого соблюдения ряда правил, в том числе и весьма неочевидных. Чтобы облегчить работу с тахографами на предприятии мы решили написать эту статью, где упаковали требования закона в понятные правила для сотрудников.

Шесть важных правил для водителя

1Всегда выходить в рейс с актуальной картой водителя, которая соответствует вашему типу тахографа (СКЗИ или ЕСТР). Следует из пункта 9 Приложения 3 приказа 36

2Всегда вставлять карту в тахограф до начала движения. Это критически важно, так как самое популярное нарушение правил режима труда и отдыха – это установка карты в тахограф в процессе движения. Такая ошибка расценивается как нарушение и может привести к штрафу в случае проверки. Соответственно ни в коем случае нельзя и вынимать карту из тахографа в процессе движения. Это тоже является нарушением правил.
пункт 9.1 приложение 3 приказ 36
пункт 9.7 приложение 3 приказ 36

3В кабине автомобиля, в доступном для инспектора месте, должна быть наклеена калибровочная таблица. Эти «наклейки» должна выдавать мастерская, которая устанавливала ваш тахограф, вместе с сертификатом на сам тахограф. (Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53831-2010 "Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2010 г. N 159-ст))

4Необходимо чтобы в машине был хотя бы один рулон бумаги, установленный в тахограф для распечатки информации с тахографа по требованию ГИБДД. Часто можно услышать некое “правило 4-х рулонов”, то есть что нужно возить с собой не менее 3-х рулонов бумаги для тахографа, плюс 1 рулон непосредственно в самом тахографе. Якобы это нужно для возможной распечатки данных за долгий период по требованию сотрудника ГИБДД. И сотрудник может выписать штраф, если у вас нет достаточного количества термобумаги. Однако, подтверждения этому правилу в законе мы не нашли. И даже наоборот, есть оправдательные судебные заключения, которые говорят о том, что нехватка термобумаги не является основанием для вынесения каких-либо штрафов. Подробности - https://sudact.ru/regular/doc/Ot9J2RS4J4J9/.

5По окончанию вождения необходимо извлекать карту из тахографа.
пункт 9.3 приложение 3 приказ 36

6Водитель должен уметь самостоятельно делать распечатки с тахографа по требованию инспектора и обязан возить с собой инструкцию по эксплуатации тахографа.
пункт 9.4 приложение 3 приказ минтранса №36

Режимы работы тахографа

Всего существует 4-е режима работы тахографа. «Управление», «Работа», «Готовность» и «Отдых». Режим «Отдых» ключевой в данном случае, потому что именно от соответствия записанных об «отдыхе» данных будет приниматься решение было ли нарушение закона или вождение было в соответствии с нормами закона о труде и отдыхе.

Вот что важно знать об этих режимах:

1Ваш тахограф сам переходит в режим «Управление» после начала движения. Управлять разрешается только с уже установленной картой водителя в тахограф.

2Режим “Готовность” автоматически включается для второго водителя, в момент установки карты водителя во второй слот тахографа.

3Режим “Работа” включается, когда транспортное средство останавливается.

4Режим “Отдых” включается после выключения зажигания. Но, к нашему сожалению, это работает не на всех моделях тахографов, поэтому обязательно стоит проверить установленный режим “Отдых” перед выходом из транспортного средства.

5Режим «Работа» приравнивается по времени к режиму «Управление» и идёт в зачет общего времени труда водителя перед необходимым отдыхом.

6Режим «Готовность», с точки зрения закона, стоит устанавливать во время погрузочно-разгрузочных работ, получения документов и других ситуациях где водитель должен выполнять рабочие обязанности не находясь за рулём. При этом при погрузочно-разгрузочных работах в рабочее время засчитывается не менее 30% от фактически затраченного, для остальных работ в режиме “Готовность” не менее 50%. То есть 8 часов «Готовности» = 4 часам «Работы». Однако на практике чаще происходит ситуация, когда водитель во время такой работы ставит режим «Отдых» и потраченное время идёт в зачёт требуемого ежедневного отдыха и регламентированного перерыва. Формально, это нарушение, и вас могут оштрафовать, если докажут, что водитель в это время работал, а не отдыхал.

Важно!

При остановке на отдых с работающим двигателем почти все модели тахографов продолжают насчитывать время в режиме «Работа», поэтому обязательно надо переключать тахограф в режим «Отдых» самостоятельно.

Шесть важных правил для владельцев транспорта

1На вас лежит обязанность установки легального и легитимного тахографа.

2Следите за корректной установкой и калибровкой (настройкой) тахографа. Мастерская может некорректно подключить данные от источника скорости автомобиля или занести некорректные данные в блок СКЗИ тахографа, а ответственность за это ляжет на ваши плечи. Однако, не все неисправности можно увидеть визуально. Например, скачки пробега на тахографе можно увидеть только на графике. Для автоматизированного поиска подобных ошибок и контроля качества мы рекомендуем использовать бесплатный тахоаудит, о котором вы можете более подробно почитать здесь https://georoute.ru/tachoaudit/

3После установки и настройки (тахографа) вам необходимо раз в 3 года менять блок СКЗИ в тахографе (на ЕСТР тахографы это правило не распространяется). Также блок СКЗИ необходимо менять при смене владельца транспорта, если вы продаете автомобиль, то вам необходимо хранить свой блок СКЗИ в металлическом сейфе в течение года. Если же вы покупаете автомобиль с тахографом, то вам необходимо поменять блок СКЗИ в тахографе на новый, а старый отдать бывшему владельцу транспортного средства.
Касательно тахографов ЕСТР ситуация следующая. Периодические инспекции оборудования, установленного на транспортных средствах, должны производиться после любого ремонта такого оборудования или после любого изменения характеристического коэффициента транспортного средства или эффективной окружности шин или в том случае, если часы, показывающие время UTC, спешат или отстают более чем на 20 минут, или в случае изменения регистрационного номера транспортного средства (VRN) не реже одного раза в два года (24 месяца) после последней инспекции. Такие инспекции включают в себя калибровку тахографа.
Приказ минтранса №36. Приложение 4, пункт 6.
Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Параграфы 256, 257, 258.

4Также на ваши плечи ложится обязанность по считыванию и хранению данных с карт водителей. Считывание каждой карты необходимо производить не реже чем 1 раз в 28 дней. Для бесплатного считывания и хранения данных отлично подойдет программное обеспечение GR.CARDS, которое можно скачать по ссылке https://georoute.ru/

5Если в вашем автопарке есть транспорт с тахографами ЕСТР, то вы также обязаны считывать данные с таких тахографов не реже, чем 1 раз в 90 дней, в соответствии с правилами международных перевозок. Также обратите внимание, что считывать данные с тахографов СКЗИ, по требованию закона, не нужно. Но вы можете это делать в добровольном порядке.

6И ещё вам необходимо передавать данные в ФБУ «Росавтотранс» о замене тахографов, выведенных из эксплуатации тахографах и замене блоков СКЗИ.

Статистика самых частых нарушений

В рамках этой статьи мы подготовили для вас анонимизированную статистическую выборку самых частых нарушений, которые можно выявить расшифровав данные с карты водителя. Посмотрите на эту инфографику:

Вот некоторые наши комментарии по этому поводу:

Более половины водителей постоянно совершают нарушения режима эксплуатации тахографов. С такой статистикой становится понятно, что при любом рейде или плановой операции по повышению организации соблюдения тахографического режима, штраф может получить фактически каждая компания.

Чтобы предотвратить такой исход, стоит задуматься о проактивном подходе и заранее развить внутри предприятия культуру правильной эксплуатации тахографа. Ввести внутренние регламенты проверки, обучение водителей и контроль исполнения.

Тогда получится быть готовым к проверке и избежать внеплановых затрат.

Инструкции по эксплуатации тахографов:

Для того, чтобы облегчить соблюдение закона в сфере тахографического контроля и обучить своих водителей работе с тахографами мы собрали для вас все инструкции по эксплуатации тахографов в одну сводную табличку.

Тахограф Инструкции Доп. материалы
АТОЛ DRIVE 5 Руководство по эксплуатации AТОЛ Drive 5
AТОЛ Drive 5: Краткое руководство для водителя
Видеоинструкция по работе с тахографом
Видео о тахографе ATOL Drive5
Как выгрузить данные с карты водителя
АТОЛ DRIVE SMART Руководство по эксплуатации AТОЛ Drive Smart
AТОЛ Drive Smart: Краткое руководство для водителя
Видеоинструкция для водителей по тахографу АТОЛ Drive Smart (часть 1)
Видеоинструкция для водителей по тахографу АТОЛ Drive Smart (часть 2)
ШТРИХ-TahoRUS Руководство по эксплуатации для водителя (пластиковый корпус)
Краткое руководство по эксплуатации для водителя (пластиковый корпус)
Руководство по эксплуатации для водителя (железный корпус)
Краткое руководство по эксплуатации для водителя (железный корпус)
Памятка водителя по особенностям режима труда и времени отдыха
Инструкция по выгрузке данных с тахографа и карт водителей
Все видеоинструкции для водителей по работе с тахографом "ШТРИХ-Тахо RUS"
VDO DTCO 3283 Руководство по эксплуатации к тахографу VDO DTCO® 3283
Руководство для водителей к тахографу VDO DTCO® 3283
Что должен знать покупатель о тахографе VDO DTCO® 3283
Слагаемые правильного выбора от VDO DTCO® 3283
VDO DTCO управление тахографом
VDO DTCO запуск в начале смены
VDO DTCO 1381 Руководство для водителей к тахографу VDO DTCO 1381
Руководство по эксплуатации тахографа VDO DTCO 1381 для предпринимателя и водителя
VDO DTCO 1381. Обучающий видеокурс
VDO DTCO 1381. Видеоинструкция для водителя
ТЦА-02НК Тахограф цифровой ТЦА-02НК. Инструкция водителя Тахограф ТЦА 02: видеообзор
Тахограф ТЦА 02: установка карты водителя
Тахограф ТЦА 02: изъятие карты водителя
Тахограф ТЦА 02: распечатка
Меркурий ТА-001 Тахограф «Меркурий ТА-001». Краткое руководство для водителей
Тахограф «Меркурий ТА-001». Руководство по эксплуатации
МЕРКУРИЙ ТА-001 видеоинструкция
Карта водителя. Как пользоваться при работе с тахографом МЕРКУРИЙ ТА-001
Бумага тахографа. Распечатка и замена в тахографе МЕРКУРИЙ ТА-001
КАСБИ DT-20M КАСБИ DT-20М. Инструкция водителя
КАСБИ DT-20М. Руководство по монтажу и эксплуатации
КАСБИ ДТ 20М. Видеообзор
КАСБИ ДТ 20М. Установка карты водителя
КАСБИ ДТ 20М. Изъятие карты водителя
КАСБИ DT-20М. Распечатка отчётов
МИКАС Руководство по эксплуатации тахографа МИКАС --
EFAS Руководство по эксплуатации тахографа EFAS V2 RUS c блоком СКЗИ
Руководство по эксплуатации тахографа EFAS-3 ЕСТР
Руководство по эксплуатации тахографа EFAS-4 ЕСТР
Видеоинструкция. Тахограф EFAS
Stoneridge SE5000 Руководство по эксплуатации SE 5000 для водителя и компании Тахограф Stoneridge. Видеообзор
Тахограф Stoneridge. Мануальный ввод
Установка бумаги в принтер тахографа Stoneridge SE5000

Итоги

К сожалению, закон суров, но он закон. Это говорили ещё древние римляне и с тех пор мало что поменялось. А это значит что хотя требования закона к автоперевозчику трудны для запоминания и исполнения, все же стоит следить за их соблюдением и проводить профилактику правонарушений в рамках режима труда и отдыха, дабы не получить административный штраф, который может быть выписан на сумму до 50 т.р. (на юр.лицо).

Соблюдать все требования можно вручную. Для этого вам потребуется еженедельно обходить все тахографы, брать с каждого распечатку за прошедшую неделю и расшифровывать в ручном режиме каждую из них в поисках возможных нарушений.

Однако, есть и более простой путь. Еженедельно скачивать данные с карт водителей в програмное обеспечение GR.CARDS и получать автоматические отчеты о выявленных нарушениях, ссылки на статьи закона с пояснением и рекомендации по их профилактике.

В любом случае, как показывает накопленная статистика, оставлять это направление без контроля, значит подвергнуть себя риску серьезных и систематических штрафов. А такой вариант лучше не допускать.

Если у вас остались вопросы, обязательно пишите их в комментариях, мы аргументированно ответим на каждый!

Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

zakon-auto.ru
Вам понравилась статья?

Дата обновления: 31 августа 2020 г.

10 из 10
Проголосовало 2
author

Практикующий юрист с 14-ти летним стажем. Получила опыт работы в прокуратуре, страховой компании, арбитражном суде.

Читайте также:
Москва и МО +7 (499) 113-63-24
С-Петербург и ЛО +7 (812) 509-28-32
Бесплатный звонок по России 8-800-302-57-61