Предрейсовый и послерейсовый технический осмотр транспортных средств
- Основания для проведения
- Предрейсовый осмотр
- Отметка в путевом листе
- Кто проводит предрейсовый осмотр
- Договор на предрейсовый осмотр
- Послерейсовый осмотр
- Журнал проведения осмотра
- Заключение
Техническая исправность автомобиля – залог безопасной перевозки людей и доставки грузов. Поэтому каждая организация, использующая наземный транспорт для перевозки людей или грузов, обязана обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортного средства. В случае отказа от данной процедуры можно упустить важную неисправность, которая в дальнейшем может стать причиной серьезной аварии.
Законодательные основы
Порядок ежедневного предрейсового и послерейсового осмотра регулируется законодательством Российской Федерации. Согласно ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозкой людей или доставкой грузов, обязаны обеспечить соответствие транспортных средств техническим нормам и требованиям безопасности дорожного движения и не выпускать на линию неисправные автомобили.
Также правила проведения технического осмотра перед каждой сменой или рейсом регламентируются Приказом Минтранса России от 08.08.2018 N 296 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств".
Предрейсовый осмотр должны проходить все транспортные средства, перевозящие пассажиров и грузы. К их числу относятся автобусы, микроавтобусы, грузовые и легковые автомобили (в том числе такси). При этом речь не обязательно ведется о коммерческом транспорте. Даже если автомобиль, принадлежащий организации, перевозит хотя бы одного пассажира, он обязательно должен проходить ежедневный техосмотр.
Для того чтобы удовлетворить требования законодательства, существует определенный порядок прохождения предрейсового осмотра автомобиля.
Предрейсовый технический осмотр транспортных средств
Технический осмотр перед выходом транспортного средства на смену проводится ежедневно. Если время поездки превышает длительность одного рабочего дня, то осмотр проводится только перед отправлением в рейс.
Существует определённый порядок проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. Допуская автомобиль или автобус к выходу на смену, автомеханик проводит визуальный осмотр и оценку готовности автомобиля к осуществлению перевозок. Во время предрейсового техосмотра автомобиля механиком проверяются, в первую очередь, основные узлы и агрегаты:
-
рулевое управление;
-
тормозная система;
-
сцепление;
-
стеклоочистители;
-
колеса и шины;
-
световые приборы, звуковые сигналы;
-
замки дверей, багажника, капота;
-
заряд аккумуляторной батареи и т.д.
В обязательном порядке контролируется наличие в наборе автомобилиста таких важных предметов, как:
-
огнетушитель;
-
буксировочный трос;
-
домкрат;
-
аптечка;
-
знак аварийной остановки.
Наконец, специалист обязательно должен обратить внимание на то, чтобы в конструкцию автомобиля не были внесены изменения, например, такие как самовольная установка газобаллонного оборудования.
Отметка в путевом листе
После завершения всех необходимых процедур осмотра транспортного средства, специалист обязан сделать соответствующую отметку в путевом листе, обозначив, что контроль технического состояния транспортного средства был пройден. Далее контролер ставит свою личную подпись и ее расшифровку, а также указывает дату и точное время проведения осмотра. После этого путевой лист отдается на руки водителю транспортного средства.
Кто может проводить предрейсовый технический осмотр?
Организация, осуществляющая перевозки, имеет право взять контролера технического осмотра в свой собственный штат, либо обратиться в сервисный центр, предоставляющий подобные услуги. Какой бы из вариантов ни был выбран, осмотр автомобиля должен проводить только профессиональный сотрудник, имеющий соответствующее образование, должность и полномочия (контролер должен соответствовать Профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 287). К контролеру, проводящему технический осмотр, предъявляются следующие требования:
-
наличие профильного образования не ниже среднего по определенной специальности;
-
знание нормативных актов, связанных с дорожным движением и эксплуатацией транспортного средства;
-
знание технических особенностей и устройства каждого автомобиля, проходящего техосмотр;
-
умение правильно оформлять необходимую документацию;
-
знание правил противопожарной безопасности.
Стать контролером технического состояния автотранспортных средств может любой сотрудник организации, даже не имеющий профильного образования. Если работник получил хотя бы среднее профессиональное образование по любой специальности, то он имеет право пройти профессиональную переподготовку с присвоением квалификации контролера. Например, если индивидуальный предприниматель работает сам на себя и занимается перевозкой грузов, то он может пройти курсы повышения квалификации и получить право самостоятельно выполнять предрейсовый осмотр своего автомобиля.
Договор на предрейсовый технический осмотра автомобиля
В случае если выпуском автомобилей на рейс будет заниматься специализированная организация, между сторонами (заказчиком и исполнителем) обязательно должен быть заключен соответствующий договор оказания услуг по проведению предрейсового технического контроля транспортного средства. Образец договора обязательно должен включать в себя следующие поля:
-
данные сторон (названия фирм, ФИО руководителей);
-
сроки оказания услуг;
-
место осмотра (важно учесть, то перед проведением контроля технического состояния автомобиль не может выезжать со стоянки, где он был оставлен после окончания смены или возвращения из рейса);
-
стоимость услуг и порядок оплаты;
-
права и обязанности, а также ответственность каждой из сторон;
-
возможность возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
-
порядок рассмотрения споров.
В заключение договора указываются реквизиты заказчика и исполнителя, ставятся подписи руководителей и печати организаций.
К договору составляется приложение. В нем указываются сведения о транспортном средстве, предрейсовый осмотр которого будет производиться, а также о водителе данного ТС.
Послерейсовый осмотр
Еще совсем недавно технический контроль исправности автомобиля после выполнения рейса был не обязательным. Теперь осмотр ТС должен проводиться дважды – перед выездом на смену или в рейс и после возвращения на базу. Таким образом, в путевке ставятся два штампа.
В том случае, если разные люди работают на одном автомобиле или автобусе по сменам, то технический осмотр производится в начале и окончании каждой смены. При этом каждому из водителей путевой лист оформляется индивидуально.
Если автомобиль, принадлежащий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, не будет иметь отметки о предрейсовом контроле, то ответственность за данный факт будут нести как владелец автомобиля, так и его водитель, а также контролер транспортного средства. Согласно части 3 статьи 12.31.1 КОАП РФ, на каждого из них будет наложен штраф:
-
водителю – 3 000 рублей;
-
контролеру – 5 000 рублей;
-
организации, которой принадлежит автомобиль, - 30 000 рублей.
Журнал прохождения предрейсового осмотра и послерейсового осмотра
Обязанность контролера, выпускающего автомобили и автобусы на рейсы, также заключается в ведении журнала прохождения предрейсового и послерейсового ТО. Данный документ является обязательным для любой организации.
Журнал оформляется в виде таблицы, в которой обязательно должны присутствовать следующие графы:
-
наименование марки, модели транспортного средства;
-
государственный регистрационный знак транспортного средства;
-
фамилию, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства;
-
фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего контроль;
-
дату, время проведения контроля;
-
показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
-
отметку о прохождении контроля;
-
подпись контролера, проводившего контроль.
Журнал предрейсового и послерейсового контроля может вестись как в бумажном, так и в электронном виде.
Заключение
От технической исправности транспортного средства зависит его безопасность на дороге, а также жизни и здоровье людей, сохранность грузов. Поэтому крайне важно соблюдать все нормы прохождения технического осмотра перед выездом на смену или в рейс. Такую проверку должен выполнять только подготовленный специалист, который несет личную ответственность за решение о допуске каждого автомобиля к работе.